^Back To Top

logo

Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

book sm 3 280 80cd sm 3 280 80

 

Данный учебник является последним, третьим звеном в трёхступенчатой серии разработок «СЛУШАЕМ МУЗЫКУ» для 1, 2 и 3 классов детских музыкальных и общеобразовательных школ. В предлагаемом учебнике для 3-го класса происходит знакомство с музыкальными жанрами и формами.

В первом полугодии (уроки №№1 - 15) происходит освоение основных музыкальных жанров - мессы, реквиема, кантаты, оратории, оперы, балета, квартета, концерта, сюиты, симфонии. Как и предыдущих разработках, предлагаемый музыкальный материал данного учебника широк по стилистике (от Дюфаи и Палестрины до Шнитке и Артёмова), он предложен в форме занимательных рассказов о Дирижерском и его оркестре, что продолжает сюжетную линию, начатую в учебнике для 2-го класса. Однако стилистика рассказов несколько меняется в сторону большей информативности и серьёзности, что продиктовано взрослением потенциальных слушателей курса.

На уроках 3-й четверти происходит знакомство с основными музыкальными формами - миниатюрой, 3-х частной формой, рондо, вариациями, сонатной формой. Авторы особо отмечают, что они осознанно не затрагивают в данных уроках вопросов о тональных планах в предлагаемом музыкальном материале (что особо касается сонатной формы), а также не предусматривают работу с нотами, что обусловлено большим объёмом нового теоретического материала. Несмотря на то, что тональные соотношения являются важным фактором конструкции музыкальной формы, авторами основной акцент делается на различных способах сочетания контрастного музыкального материала, как на основополагающий принцип конструкции форм. Однако, подача дополнительной информации по тональным планам (как общепринятым, так и конкретным в каждом отдельном произведении), а также привлечение к работе нотного материала вполне возможна по усмотрению педагога.

На заключительных занятиях (уроки №№24 - 30) происходит закрепление основного материала по жанрам, формам (а также стилям) через разучивание учащимися партий ударно-шумовых инструментов в «Детской симфонии» Артема Клементьева, специально написанной для данной программы. Фонограммы симфонии, как с ударно-шумовой группой (демонстрационная фонограмма), так и без неё (фонограмма для заключительного исполнения ), а также «репетиционная» кассета, представлены в аудиоприложении.

Кроме всех упомянутых в учебнике аудиозаписей, курс снабжен также и видеоприложением. В связи с недоступностью высококлассной профессиональной видеоаппаратуры и видеозаписей, авторы представляют видеоприложение, смонтированное на доступной им аппаратуре из имеющегося в наличие видеоматериала. В связи с этим, авторы приносят извинения за качество некоторых видеофрагментов.

В учебнике также впервые разработаны и включены в общий план итогово - проверочные занятия, основой которых является «Викторина с подсказками» - прослушивание самых ярких фрагментов с параллельным коллективным их обсуждением и повторением пройденного материала.

Все рассказы, помещенные в учебник, принадлежат авторам и на них получены авторские свидетельства.

Предлагаемый курс прошел апробацию в музыкальных и общеобразовательных школах и студиях Бийска, Новосибирска, Томска.

Консультант - Робустова Л.П., кандидат искусствоведения, доцент.

Рецензент - Шиндин Б. А., доктор искусствоведения, профессор.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Первая четверть. «ОРКЕСТР ЖОРЖА В МИРОВОМ ТУРНЕ» /жанры/

УРОК №1. МЕССА В ПОДНЕБЕСЬЕ (месса, реквием).

УРОК №2. ИСТОРИЯ, КОТОРОЙ ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ (пассионы).

УРОК №3. НЕПОНЯТНАЯ И ГРАНДИОЗНАЯ (оратория и кантата).

УРОК №4. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№1,2,3.

УРОК №5. ЧТО У ОПЕРЫ ВНУТРИ? (оперная структура).

УРОК №6. АЛЛИЛУЙЯ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ ПАРЕ (опера).

УРОК №7. «ЖАР ПТИЦА» СТРАВИНСКОГО (балет).

УРОК №8. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №5,6,7.

Вторая четверть.

УРОК №9. КВАРТЕТ - ЭТО СКУЧНО? (квартет).

УРОК №10. НА СТАДИОН ИЛИ В КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ? (инструм. концерт).

УРОК №11. УЧИМСЯ ТАНЦЕВАТЬ (сюита).

УРОК №12. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№9,10,11.

УРОК №13. ЧТО ТАКОЕ «СИМФОНИЯ»? (строение симфонии).

УРОК №14. СИМФОНИЯ О СОГЛАСИИ (симфония).

УРОК №15. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№13,14.

Третья четверть. «МУЗЫКОВЕД БОРИС БОРИСЫЧ». /формы/

УРОК №16. МИНИАТЮРА И ТРЕХЧАСТНАЯ ФОРМА.

УРОК №17. ФОРМА РОНДО.

УРОК №18. ВАРИАЦИОННАЯ ФОРМА.

УРОК №19. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№16,17,18.

УРОК №20. СОНАТНАЯ ФОРМА (первое занятие).

УРОК №21. СОНАТНАЯ ФОРМА (второе занятие).

УРОК №22. ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО УРОКАМ №№20,21.

УРОК №23. Итогово - проверочное занятие по материалу 1,2 и 3 четверти.

Четвёртая четверть. ИГРАЕМ СИМФОНИЮ.

УРОКИ № № 24 - 30. Разучивание учащимися партий ударно-шумовых инструментов в «Детской симфонии» Артёма Клементьева и исполнение произведения, записанного на фонограмму «-1».

 

Образец урока (фрагмент).

УРОК №2.

ИСТОРИЯ,КОТОРОЙ ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ

(Пассионы /Страсти/)

/Музыкальный материал урока:

«Страсти по Иоанну» (фрагменты) И.С.Баха,

«Страсти по Луке» (фрагменты) Пендерецкого/

Внимание! Предлагаемый авторами, Библейский текст, является его свободной транскрипцией, наиболее доступной, по мнению авторов, для детского восприятия. Для желающих познакомить детей с оригинальным текстом, указываются главы и строки Библии.

Ох уж эти гастроли! Волнения, репетиции, выступления, и аплодисменты с цветами и криками «браво!». Но ничего этого не было у Жоржа на первом его концерте. То есть, волнения и репетиции, конечно, были, а вот аплодисментов оркестранты не дождались. И совсем не потому, что играли плохо, напротив - все местные газеты поместили восторженные отзывы о первом концерте оркестра из России, а в некоторых были даже фотографии музыкантов.

Дело в том, что концерт проходил не в концертном зале, а в старом соборе, месте, где даже разговаривать полагается только вполголоса, какие уж тут аплодисменты!

На первом своём выступлении оркестр Жоржа исполнил «ПАССИОНЫ». Пассионы, как и месса, старинный церковный жанр, и их так же исполняют оркестр, хор и солисты. Но пассионы, (или, в переводе с итальянского, «Страсти») отличаются от мессы. В мессе человек обращается к Богу, он славит его, просит у него прощенья, говорит, что хранит ему веру. (Опрос класса по названию и содержанию частей мессы).

В «Страстях» же рассказывается о жизни и смерти Иисуса Христа, повествуется древняя история о том, как, сначала Иисуса выдал римским стражникам Иуда, как от него отрекся его ученик Петр, как вели Христа на казнь на гору Голгофу... Но, стоп. Всё по порядку.

Если даже вы не читали Библию, и не знаете всех подробностей этой великой истории, то гастроли оркестра Жоржа помогут в ней разобраться.

На обложке одного из авторитетных музыкальных журналов красовался фотопортрет Дирижерского, а далее следовал подробный отчет о первом выступлении оркестра. Давайте пролистаем его страницы...

«Все, кто пришел вчера в городской собор, получили истинное удовольствие от великолепного выступления русских музыкантов. Перед нами вновь ожили древние страницы Библии...

Вот исполняется вступление к Пассионам композитора И.С.Баха - ещё ничего не произошло, но в музыке слышна тревога, слушатель находится накануне великих событий. Скоро, совсем скоро разыграется трагедия - Иисуса Христа предадут его собственные ученики, и он будет казнен на глазах сотен людей.

---//ФОНОГР.1,Бах, «Страсти по Иоанну», оркестровое вступление; 1:42 //.

 

Copyrigcht © 2013 Музыкальная методика