^Back To Top

logo

Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

book sm 1 280 80cd sm 1 280 80

 

Предлагаемый учебник «Слушаем музыку» с аудио приложениями предназначен для учащихся 1-го класса музыкальной и общеобразовательной школ. Его цели и задачи связаны с пробуждением интереса к музыке, накоплением слушательского опыта, расширением музыкального кругозора, подготовкой к курсу музыкальной литературы.

Разработанный курс объединяет уроки, направленные на раскрытие изобразительных свойств музыки и движется в следующем порядке:

от звукоподражания, уроки №1, 5, 7 («Звуки природы», «Предметы и явления», «Экскурсия в зоопарк») и д.р.

через музыкальную изобразительность, уроки №9, 13 («О чужих краях...», «Времена года») и д.р.

к музыкальной выразительности, уроки второго полугодия.

В целенаправленном виде уроки на звукоподражание и музыкальную выразительность полностью занимают объём первой и четвёртой четверти. Остальные уроки комплексно интегрируют различные тематические направления. Некоторые из них включают в себя все три - уроки № 6, 12 («Картинки природы», «Время суток») и д.р.

Общие принципы построения курса:

Звучанию музыки отводится не менее 1/3 учебного времени (т.е. не менее 15-ти минут каждого урока). Это позволяет учащимся накапливать муз. впечатления, планомерно стимулируя свою познавательную деятельность.

Музыкальные отрывки непродолжительны по звучанию (в основном от 1 до 3-х минут), что продиктовано возрастными особенностями учащихся.

Используемый музыкальный материал широк по стилистике и представлен произведениями XI-XX веков. Знакомство детей со старинной и современной музыкой (Каччини, Веноза, Перголези; Барток, Стравинский, Шнитке) является одним из условий для воспитания хорошего музыкального вкуса.

В качестве вспомогательного материала на большинстве занятий предполагается использование образцов живописи и видеофильмов.

В уроках № 1-23 сделана опора на программную музыку, имеющую ярко-жанровую основу. Данные занятия делятся на два типа:

Урок - тема. Урок состоит из «пестрого» музыкального материала различных авторов. Музыкальные отрывки свободно скомпонованы по принципу образно - тематического родства. Функция данных уроков больше учебная, чем игровая, они являются главными «центрами информации» курса. Таковы уроки №1 («Мир звуков»), №2 («Три кита»), №8 («Исполнитель и слушатель») и др.

Урок - сказка. Урок составлен, как правило, из одного произведения одного автора. В большинстве своем это сюиты, авторская последовательность частей в которых часто не соблюдается, т.к. она подчинена смысловому «стержню» урока. Функция таких занятий более игровая, чем учебная. Таковы уроки №9 («О чужих краях и людях»), №11 («Игрушки принца»), №7 («Экскурсия в Зоопарк») и др.

Занятия №24-30 направлены на развитие абстрактного мышления ребенка. Намеченная цель достигается путем перевода «языка музыки» в «язык цвета». Средства музыкальной выразительности находят свои параллели в приемах живописи – выборе цвета, характере мазков и линий, общем колорите и др. В построении данных уроков используются синестезийные методы. Задействованный музыкальный материал – произведения современных композиторов: Лютославского, Берга, Шилклопера, Шнитке, Канчели, Рахманинова, Стравинского, Равеля, Шостаковича. Авторами так же выполнены возможные варианты рисунков, которые педагогу следует расценивать, как своеобразную модель композиции. К композициям прилагается система элементов рисунка, на которую имеется множество ссылок в текстах уроков №24-30.

Важной учебной задачей курса является так же знакомство с музыкальными жанрами – песней, танцем, маршем (урок №2). Для закрепления учащимися данного материала рекомендуется в конце каждого урока проводить беглый опрос группы, выясняя «узнанных китов» пройденного занятия. Своеобразная «Охота на Китов» должна способствовать усвоению жанрового материала в игровой форме.

В качестве домашнего задания рекомендованы как самые простые, развлекательные его формы (выполнение рисунков, поиск стихов), так и задания на запоминание определенной информации (название произведения, имя автора).

Важной составной частью курса являются специально разработанные «Учебные тетради». В них собраны задания различной степени сложности. Это позволяет более дифференцированно подойти к распределению материала для самостоятельного освоения. «Учебная тетрадь» содержит различные формы работы – от развлекательных (дорисовка и раскраска сюжетных картинок, выполнение рисунков на свободные темы – задания №2 и №3) до более сложных, познавательных (кроссворд, ребус, загадка – задания №4, №5, №6). Базой для выполнения данных работ является знакомство с рассказом (задание №1), представляющим собой стилистически обработанный и сокращенный вариант урока, прослушанного в классе. Выполнение задания №1 является обязательным.

Функцию итоговых и проверочных уроков могут выполнять викторины и занятия, объединяющие самые яркие музыкальные отрывки из одного или различных уроков. Составление итоговых занятий на усмотрение преподавателя.

На данный момент авторами завершена разработка аналогичного курса уроков для второго и третьего классов. Второй год посвящен изучению музыкальных инструментов, в третьем происходит освоение музыкальных жанров и форм.

Предлагаемый курс «Слушаем музыку» был защищен в Новосибирской государственной консерватории им.М.И.Глинки на кафедре методики и педпрактики в 1997 году. В 1998 году курс получил «Золотую медаль» на Сибирской ярмарке.

Данный курс прошел апробацию в музыкальных школах г.Бийска:

в ДМШ №1 (преподаватель Волкова И.А.),

в ДМШ №4 (преподаватель Хардикова Л.Н.),

в ДМШ Бийского района (преподаватель Бухарова Т.Н.), При разработке курса авторами была заимствована тематика некоторых уроков и использован ряд оригинальных методических приемов, внедренных В.Кузиным и Э.Кубышкиной в учебнике по изобразительному искусству (В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина, Изобразительное искусство, 1-2 класс, М., «Дрофа», 1995г.). Консультант - Робустова Л.П. кандидат искусствоведения, доцент

Рецензент – Шиндин Б.А. доктор искусствоведения, профессор.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Первая четверть

УРОК №1. Звуки природы и музыки. (пр-я. Берлиоза, Губайдулиной, Новикова и др.),

УРОК №2. Три кита в музыке. (пр-я Моцарта, Штрауса, Шумана, Мендельсона и др.),

УРОК №3. Наша Родина - Россия. (пр-я Бородина, Рахманинова, Шостаковича),

УРОК №4. Любовь и доброта. (пр-я Перголези, Каччини, Джезуальдо, Шуберта и др.),

УРОК №5. Предметы и явления. (пр-я Гаврилина, Лядова, Стравинскоко и др.),

УРОК №6. Картинки природы. (пр-я Грига, Шумана, Мусоргского, Дербенко и др.),

УРОК №7. Экскурсия в Зоопарк. (Сен-Санс, «Карнавал животных»),

УРОК №8. Композитор, исполнитель, слушатель. (пр-я Майкапара, Яхина, Глиэра и др.),

Вторая четверть.

УРОК №9. О чужих краях и людях. (Шуман, «Детские сцены»),

УРОК №10.О песнях и танцах. (Чайковский - Богданов, «Детский альбом»),

УРОК №11.Игрушки Принца. (Кошкин, «Игрушки Принца»),

УРОК №12.Время суток. (пр-я Прокофьева, Дебюсси, Шумана, Мусоргского),

УРОК №13.Четыре времени года. (Вивальди, «Времена года»),

УРОК №14.Двенадцать месяцев /первое занятие/. (Чайковский, «Времена года»,орк. Гаука),

УРОК №15.Двенадцать месяцев /второе занятие/. (Чайковский, «Времена года»,орк. Гаука),

Третья четверть.

УРОК №16. Подражать или выражать? (пр-я Скрябина, Сен-Санса, Равеля и др.),

УРОК №17.В лесу и на море. (Чюрленис, сиф. поэмы «Море», «В лесу»),

УРОК №18.О чувствах и настроениях. (пр-я Бетховена, Глазунова, Шостаковича и др.),

УРОК №19.Характер в музыке. (пр-я Баха, Марчелло, Кошкина, Прокофьева и др.),

УРОК №20.Принц путешествует. (Аренский, «Силуэты»),

УРОК №21.Туфельки с бриллиантовыми пряжками. (Бабин, «Вальсы»),

УРОК №22.Музыка цветов. (пр-я Рахманинова, Делиба, Шассона, Чайковского),

УРОК №23.Какого цвета звук? (пр-я Стравинского, Дебюсси),

Четвертая четверть. Заключительный блок уроков «Рисуем музыку».

УРОК №24.Цветная музыка. (пр-я Бетховена, Дебюсси, Стравинского, Шнитке),

УРОК №25.Громко - тихо. (пр-я Стравинского, Канчели),

УРОК №26.Мелодия. (пр-я Дебюсси, Рахманинова),

УРОК №27.Аккорды. (пр-я Стравинского, Берга, Шостаковича),

УРОК №28.Разнохарактерные рисунки. (пр-я Штрауса, Лютославского, Стравинского),

УРОК №29.Разнохарактерные рисунки. (пр-я Шилклопера, Шостаковича),

УРОК №30.Большой рисунок. (Равель, симф. поэма «Вальс»).

 

Образец урока (фрагмент).

УРОК № 5

ИНТЕРЕСНОЕ ВОКРУГ НАС. ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ.

(Проверка домашнего задания).

Красоту окружающего нас мира - цветов, природы, предметов быта стремились передать в своих произведениях композиторы. Оглянись вокруг, и ты увидишь и услышишь много интересного. Вот, к примеру, часы в твоей комнате. Ты не думал, что у каждых часов свой характер?

Старые и большие часы на стене очень важные. У них медленно раскачивается маятник, а их бой слышен по всей квартире. Часы у композитора Гаврилина тикают совсем с другим настроением:

---// ФОНОГР.1, Гаврилин, «Часики», исп. Полонские; 2:40 //.

(Вопрос: расскажите, какой характер у этих часиков? ).

Что ещё есть в твоей комнате? Наверное, шкатулка или коробочка, в которой ты хранишь самые дорогие для тебя вещи.

Раньше в таких шкатулках нередко хранили табак, поэтому они назывались табакерками. Откроешь такую табакерку и зазвучит музыка: вращаются колесики и ударяют по маленьким колокольчикам. Послушайте пьесу Лядова, которая так и называется - «Музыкальная табакерка» :

---// ФОНОГР. 2, Лядов, «Музыкальная табакерка», исп. Ерохина, домра; 2:22 //.

Помните сказку «Спящая красавица»? Принцесса уколола палец и уснула. А уколола она его веретеном - маленькой юлой на которую наматывается нить. Закрутишь веретено, точь-в-точь, как юлу, и оно кружится, наматывает нить и жужжит.

Послушайте пьесу Мендельсона «Прялка», и вы услышите это мелодичное и ровное жужжание:

---// ФОНОГР. 3, Мендельсон, «Прялка», исп. Рахманинов; 1:43 //.

.......................................................................

и т.д.

 

Copyrigcht © 2013 Музыкальная методика