^Back To Top
Данный учебник является вторым звеном в трёхступенчатой серии разработок «СЛУШАЕМ МУЗЫКУ» для 1, 2 и 3 классов детской музыкальной и общеобразовательной школ. В учебнике для 2-го класса происходит знакомство с музыкальными инструментами и Симфоническим оркестром.
I четверть, (уроки 1 - 7) - инструменты, не входящие в состав Симфонического оркестра /народные инструменты (баян, аккордеон, балалайка, домра), старинные инструменты (клавесин, виола д*Амур, лютня), фортепьяно, гитара, орган/;
II четверть, (уроки 8 - 15) - инструменты Симфонического оркестра /их сольные качества/;
III четверть, (уроки 16 - 23) - группы Симфонического оркестра /инструменты рассматриваются сквозь призму их специфических выразительных возможностей в составе оркестра/;
IV четверть, (уроки 24 - 30) - пройденный материал закрепляется через знакомство с анимационным фильмом У. Диснея «Фантазия».
Все уроки курса составлены в виде занимательных рассказов и историй, в которых в увлекательной и ненавязчивой форме даны сведения о композиторах, фактах их биографий, произведениях и многом другом. Важнейшей методической составляющей предлагаемого курса является сюжетная цепляемость занятий, обусловленная переходом из урока в урок одних и тех же персонажей - оркестра Дирижерского и его музыкантов (эта линия продолжена и в заключительном учебнике цикла «Слушаем музыку» для третьего класса, в котором изучаются музыкальные жанры и формы). Это способствует не только повышению интереса к занятиям, но и обусловливает более естественное, легкое восприятие сложного фактологического и музыкального материала детьми.
Задействованный музыкальный материал занятий, как и в курсе для первого класса, разнообразен и интересен. Кроме разнообразной старинной музыки, появление которой обусловлено тематикой уроков №№1 - 7, широко используется инструментальная музыка всех других жанров и стилей. В сфере симфонической музыки главная опора сделана на фигурах Малера, Шостаковича, Берлиоза, Равеля. В месте с тем, не менее значимая роль отводится произведениям венских классиков и сочинениям русских композиторов.
Учебник снабжается всеми, упомянутыми в нём, фонограммами и видеозаписями. К курсу разработаны тетради для домашних заданий, предназначенные учащимся для самостоятельной работы. Кроме уже апробированных в аналогичных тетрадях к первому классу типов заданий (ребус, кроссворд, раскраска, рисунок), в тетрадях второго года появляются новые задания, связанные с привлечением учащихся к письменной работе, происходит поэтапное освоение жанров эссе и рецензии.
Все рассказы, помещенные в учебник для 2 и 3 классов (а также сказки из 1 класса) принадлежат авторам и на них получены авторские свидетельства.
Предлагаемый курс прошел апробацию в музыкальных и общеобразовательных школах и студиях Бийска, Новосибирска, Томска.
Консультант - Робустова Л.П. кандидат искусствоведения, доцент
Рецензент - Шиндин Б.А., доктор искусствоведения, профессор.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Первая четверть.
УРОК №1. ПО ВСЕМ ПРОГРАММАМ - МУЗЫКА (Оркестры и ансамбли),
УРОК №2. РАЗГОВОР НА ЧЕРДАКЕ (Баян и аккордеон),
УРОК №3. ПОДРУЖКИ - СПОРЩИЦЫ (Балалайка и домра),
УРОК №4. КОНЦЕРТ МУШКЕТЕРОВ (Старинные инструменты),
УРОК №5. ТРИ ЗАЕЗЖИХ ГАСТРОЛЕРА (Гитара),
УРОК №6.ВЕЛИКИЙ МАЭСТРО (Орган),
УРОК №7. ВСТРЕЧА В ШВЕЙЦАРСКОМ КАФЕ (Фортепьяно),
Вторая четверть. «ОРКЕСТР ЖОРЖА ДИРИЖЕРСКОГО».
УРОК №8. История ПЕРВАЯ. (Струнная группа), в которой музыканты успокаивают своего дирижера Жоржа и устраивают для него концерт.
УРОК №9. История ВТОРАЯ. (Флейта), о «Распрекрасном пекаре» и «маленьком Моцарте» Ивана Ивановича.
УРОК №10. История ТРЕТЬЯ. (Кларнет), о скороспелом барбарисе и «самом родном» инструменте Фимы.
УРОК №11.История ЧЕТВЕРТАЯ (Гобой), в которой выясняется, кто из композиторов носил парик, а также почему «минус» лучше, чем «плюс».
УРОК №12.История ПЯТАЯ. (Фагот), про Баха в Бразилии и «Дитэрементос» с «Навуходоносором».
УРОК №13. История ШЕСТАЯ. (Валторна, саксофон, труба), в которой Фима играет на арфе, а Смычанский узнает о разных Глазуновых.
УРОК №14.История СЕДЬМАЯ (Тромбон и туба), о неожиданных спортивных перспективах Фимы и «юбилейном» погружении в пруд.
УРОК №15.История ВОСЬМАЯ. (Ударные и арфа), в которой Фима соревнуется с барабаном, ксилофоном и литаврами.
Третья четверть. «ОРКЕСТР РЕПЕТИРУЕТ».
УРОК №16. История ПЕРВАЯ. (Струнные), история, в которой Фима соревнуется со струнниками, а Ивану Ивановичу понравилась опера.
УРОК №17. История ВТОРАЯ (Флейты и кларнеты), история, в которой Иван Иванович влюбляется в музыку Шостаковича, а Леша исполняет серенаду чужой принцессе.
УРОК №18. История ТРЕТЬЯ (Гобой, фагот), рассказ, в котором оркестранты узнают о Капризном Духе, живущем в Вахтанговой тубе.
УРОК №19. История ЧЕТВЕРТАЯ (Трубы, тромбоны), рассказ о «пятых» симфониях, Егоровской «катавасии» и любимом мотиве Водолаза.
УРОК №20. История ПЯТАЯ. (Валторна, саксофон, туба), в которой Синицын-самый старший рассказывает о своём прадеде, а Егор собирается в монастырь.
УРОК №21. История ШЕСТАЯ. (Арфа, ударные), рассказ о кошке Инфанте и шмелях самого разного возраста.
УРОК №22. История СЕДЬМАЯ. (Сюита. Равель, «Матушка гусыня»), в которой Фима объясняет, почему не следует целоваться с Чудовищами.
УРОК №23.История ВОСЬМАЯ. (Симфония. Берлиоз, «Фантастическая симфония»), в которой Стеша и Егор становятся романтическими героями, а Вахтанг - злым Колдуном.
Четвёртая четверть. «ДИРИЖЕРСКИЙ И ФЛОМАСТЕРОВ».
УРОК №24. ДЮКА, «Ученик чародея»,
УРОК №25. БЕТХОВЕН, симфония №6, «Пасторальная», 1-я и 2-я части,
УРОК №26. БЕТХОВЕН, симфония №6, «Пасторальная», 3-я, 4-я и 5-я части,
УРОК №27. СТРАВИНСКИЙ, «Весна священная», (первое занятие),
УРОК №28. СТРАВИНСКИЙ, «Весна священная», (второе занятие),
УРОК №29. МУСОРГСКИЙ, «Ночь на лысой горе», ШУБЕРТ, «Аве Мария»,
УРОК №30. БАХ, токката и фуга ре-минор, (оркестровое переложение).
Образец урока (фрагмент).
УРОК №3.
- Проверка домашнего задания. ПОДРУЖКИ - СПОРЩИЦЫ.
( Балалайка и домра)
Встретились как-то две подружки-спорщицы, Балалайка и Домра, и стали выяснять, кто из них лучше, у кого голос звонче и на ком играть приятней. Спорили до вечера, охрипли, устали и сели на лавочку передохнуть. Думала Балалайка, думала, да и говорит:
-Я смогу сыграть даже музыку великого Моцарта. К примеру, «Турецкий марш»!
-Ну, «турецкий» и я смогу, блям-блям - и готово, - ответила Домра.
-Не «блям-блям», а классика! - разозлилась Балалайка.
-А почему тогда «турецкий»? - не унималась Домра. - Моцарт его в Турции написал, что ли, или для турков, чтобы они под него маршировали?
-Темнота! - воскликнула Балалайка. - Не был Моцарт в Турции ни разу, да и маршировать под него не очень-то удобно. Вот послушай сама, - и Балалайка потянула за рукав проходящую мимо Гитару, показала ей какие-то ноты, и они начали играть.
---//ФОНОГР.1, Моцарт, Турецкий марш, исп. Гитлин; 3:20 //.
(Вопрос: на какой из маршей он больше похож - военный, кукольный, спортивный?).
-Да подумаешь там! - воскликнула Домра. - Зато я запросто смогу изобразить птенцов. Пойдем к моему знакомому Роялю, мы вам покажем! - и она потащила Балалайку с Гитарой в подъезд дома, где жил Рояль.
-Здравствуй, Рояльчик! - Домра бросилась на шею сонного хозяина квартиры. - Давай поиграем «птенчиков», чтобы показать вот им, - Домра указала на Балалайку с Гитарой, - что мы тоже кое-что можем.
Заспанный Рояль недовольно похлопал пюпитром, но, ничего не сказав, стал аккомпанировать Домре.
---//ФОНОГР.2, Мусоргский, «Балет птенцов», исп. Ерохина; 1:22 //.
(Вопросы: 1.Что это за пьеса? 2.Кто её автор? 3.Для какого инструмента она написана?)...............................
и т.д.