^Back To Top

logo

Много Joomla шаблонов на www.templete.ru

Выдержки из дипломной работы Натальи Решетовой, которая была выполнена в Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки (кафедра музыкального образования, научный руководитель – Л.П. Робустова) с названием «Слушание музыки: сравнительный анализ программ-концепций».

"Авторский курс Виталия Владимировича Колодина и Елены Юрьевны Колодиной рассчитан на трехгодичное обучение. Его тематика концентрируется вокруг следующих смысловых «центров». Первый год – «Музыка вокруг нас», второй год – «Музыкальные инструменты», третий год – «Музыкальные жанры и формы». Учебный материал курса представлен комплексно и системно в виде сценариев уроков с комментариями. Он содержит методические рекомендации, а также аудио и видео материал. Для самостоятельной работы ученика имеются пять рабочих тетрадей (1-2 класс по 2 тетради на каждый год, 3 класс –1 тетрадь). Они очень удобны, т.к. содержат повторение урока и комплекс разнообразных домашних заданий (ребусы, кроссворды, эссе, рецензии, задания по рисованию и прочее). Данная форма организации учебной деятельности детей заметно повышает качество обучения и стимулирует интерес к предмету.

Педагогов же данный курс привлекает богатым и разнообразным информационно-познавательным и звуковым материалом, охватывающим значительный временной период от XVI до конца XX века. Обращает на себя внимание то, что каждый урок насыщен большим количеством музыкальных примеров различной стилистической направленности, «погружение» в звуковую атмосферу которых происходит в совокупности с наглядно-иллюстративным и словесно-речевым материалом. Позитивна и форма уроков, которые представляют, в основном, жанр сказки-рассказа. С одной стороны – автор использует как бы традиционный путь рассказывания с применением аудио- и видео- иллюстраций. С другой стороны – дается авторское переосмысление учебного материала и перенесение его в художественно-творческую плоскость сказочного сюжета с его выразительными возможностями и персонификацией, которые выпукло передают суть происходящих музыкальных процессов и явлений.

Приведем пример фрагмента урока №6 «Великий Маэстро (орган)»: «Бах положил руки на клавиатуру инструмента и начал наигрывать неторопливую тему. Он прерывался и начинал сначала, словно искал подходящее продолжение мелодии» (звучит фонограмма – И.С. Бах фуга C-dur B.W.564) [1'37, исполнитель Гроберг]. Далее следует вопрос: «как вы думаете, на каких мануалах (верхних или нижних) играл Бах?».

Следует также отметить, что каждый урок содержит большой информационно-познавательный материал, поданный в единстве логико-рациональной и музыкально-эстетической сторон деятельности, с опорой также на эмоционально-образный строй звучащего материала. Таким образом, формируется тезаурус учащихся, в котором теоретические знания подкреплены музыкально-звуковыми художественными впечатлениями, которые, судя по проблематике курса, весьма насыщены и разнообразны. Музыкальные примеры очень точно «попадают в цель» детского восприятия, т.е. они понятны, доступны, выразительны и малообъемны (от 30 секунд до 1-2 минут в первом классе; до 3 – 4 минут в 3 классе).

Пример: Первый класс, урок №2 – Три кита в музыке – фонограммы: «Калинка» – 1'40; Лучина – 2'11; В. Моцарт. Симфония № 41, менуэт – 1'30; П. Чайковский, Камаринская – 0'30; Л. Бетховен, марш – 1'22; Ф. Мендельсон, Свадебный марш – 1'22; Р.Шуман, Марш деревянных солдатиков – 0'30 .

Основным принципом данного курса, по определению авторов, является «сюжетная цепляемость занятий» второго и третьего года обучения.

В первом классе уроки построены в форме беседы с учениками, вопросно-ответной структуры, слушания музыкальных фрагментов, а также выполнение заданий в рабочей тетради.

Во втором классе занятия строятся по принципу, обусловленному переходом из урока в урок одних и тех же персонажей оркестра Дирижерского и его музыкантов (пианист Фима, Муза Степановна, кларнетист Стеша и др.).

Согласно программе, начиная со второго класса, учащиеся поэтапно осваивают и такие литературные жанры, как эссе и рецензия, тем самым учатся «мыслить и излагать на бумаге». Это способствует не только повышению интереса к занятиям у учащихся, но и обуславливает более естественное, легкое восприятие детьми сложного фактологического и музыкального материала, тем самым устанавливая баланс между познавательными и развлекательными формами урока.

Отметим также, что В. Колодин и Е. Колодина в качестве развлекательной формы деятельности в процессе учебных занятий (урока) используют шумовой оркестр. Музыкальным материалом для авторов служит «Детская симфония» А. Клементьева, где функцию партитуры «исполняет» клавир симфонии, в котором добавлены партии шумовых и ударных инструментов. К партитуре имеется аудио-приложение в виде «плюсовки» – для прослушивания симфонии с ударными инструментами и «минусовки» – для самостоятельного исполнения детьми данного произведения. В симфонии автором широко представлены инструменты ударной группы по прототипу шумового детского оркестра К. Орфа.

В завершении обзора авторского курса В. Колодина и Е. Колодиной отметим, что он содержит удачный баланс познавательного, учебно-игрового и развлекательного компонентов деятельности, которые приводят к оптимизации учебного процесса и пользуются «спросом» среди педагогов учебных заведений. Данный курс прошел апробацию в ДМШ и ДШИ Бийска, Томска и Новосибирска. В настоящий момент по авторскому курсу В. Колодина и Е. Колодиной работают многие ДМШ/ДШИ в различных регионах России и за рубежом".

 

Copyrigcht © 2013 Музыкальная методика